Разработка продюсерского центра "Ройбер".
Проект успешно завершен. В настоящий момент доступен только просмотр материалов.

Владимир Юрьевич Славин / записи кандидата

-5

Со второй половины 2007 года мы наблюдаем странное явление. «Мозговые тресты» США вовсю стараются внушить Москве: стройте новую империю, переходите к внешней экспансии. Пользуйтесь ослаблением Соединенных Штатов. Не упустите своего шанса!

Что это? Те, кто столько сил положил для сокрушения Советского Союза, теперь хотят расширения России? Зачем? Попробуем разгадать ребус новой геостратегической игры наших «заклятых друзей» с западного берега Атлантики.

До лета 2007 года западная пресса писала об РФ с плохо скрываемой ненавистью и откровенным пренебрежением. Мол, что возьмешь с «нефтяного фашистского государства», с диктатуры бывших офицеров КГБ? Но внезапно, как по команде, американская, английская и даже европейская пресса вдруг стали петь настоящие дифирамбы «блестящей империи», ее успехам в экономике и в возрождении национальной уверенности русских. Это случилось после того, как летом РФ неожиданно для всех выиграла право принять зимнюю Олимпиаду-2014. Примечательно, что никто не ожидал такого. Даже страны-члены МОК, относящиеся к союзникам США, голосовали за Сочи. Но все это были, как оказалось, лишь первые ласточки.

Дальше последовал сенсационный декабрьский доклад «фабрики мысли»: Центра стратегических и международных исследований (CSIS), посвященный трем сценариям будущего РФ до 2017 года (так называемый доклад группы Эндрю Качинса). Самый успешный из них был назван «Выстрелом в темноте» – установление диктатуры «православного великодержавного чекиста». По сценарию CSIS, подобный режим в РФ, совмещая умную экономическую политику и жесткое авторитарное правление (с прямым обращением к опыту гитлеровской Германии), добивается сначала уверенного экономического роста страны, а затем – переходит к интеграции в одну Неоимперию самых ценных обломков СССР. Инспирировав политический переворот в Туркмении и приведя к власти в Ашхабаде марионеточное правительство, Москва по его просьбе вводит в бывшую ТССР войска. Тем самым русские обеспечивают контроль над огромными запасами природного газа в Закаспии, переигрывая Украину и ЕС – теперь невозможно построить альтернативный газопровод на Запад, обходящий РФ. Затем РФ берет под контроль Азербайджан и Казахстан, интегрируется с Белоруссией. В итоге возникает новая супердержава, с которой США вынуждены строить союзнические отношения в общей борьбе с исламским терроризмом, при этом признавая право Москвы творить в своей сфере влияния все, что ей вздумается.

Не прошло и месяца, как последовало продолжение: на сей раз со стороны «мыслительного танка»: в начале января американский аналитический центр Stratfor дал свой прогноз течений мировой политики на 2008-й. По мнению этих «мозговиков», РФ слишком усилилась, заняв наилучшие позиции со времен гибели СССР. Поэтому Америка неминуемо постарается перейти в атаку на Москву, как только уберется из Ирака, после вывода войск с Ближнего Востока. И вот тут происходит странное: специалисты Stratfor начинают мысленно разыгрывать возможную выигрышную партию за РФ. Прежде всего, Москве следует надавить на Евросоюз, вынудив его не признавать независимость Косова, а параллельно – принять в состав РФ Южную Осетию и Абхазию (фактически развалив Грузию). Запад ничего не сможет сделать в сегодняшней ситуации: США явно ослабевают, в ядерную войну за Грузию не кинутся. Параллельно РФ советуют ввести войска в Белоруссию, снова придвинув свою армию к Европе. Тут же «Газпром» должен поглотить проекты «ТНК-ВР» в России.

Такие смелые действия Москвы должны привести к поражению прозападных политиков на обломках СССР и к усилению позиций тех, кто ориентируется на Москву. Политика умелой конфронтации с Западом приведет к возвышению России и поможет ей избежать весьма вероятного геополитического поражения по образу и подобию начала 90-х годов. А оно, мол, неизбежно, если русские не используют свой сегодняшний шанс и позволят США заняться «постсоветским пространством» после вывода войск из Ирака…

Ну, хоть стой, хоть падай! Вчерашние враги радеют о нашем великодержавном возрождении. Что за комбинацию они хотят разыграть, к чему пытаются подтолкнуть Москву?

Я ВОЗЬМУ ЧЕМОДАН, А ТЫ ВОЗЬМЕШЬ МЕНЯ…

Первая мысль, посещающая многих, такова: эти коварные янки пытаются толкнуть ослабленную, вымирающую РФ на путь имперского строительства для того, чтобы окончательно истощить и без того скудные жизненные силы русских, заставить их растратить силы и средства в создании «имперской химеры», а это затем приведет к распаду самой Росфедерации. Чего, дескать, и добиваются владыки Соединенных Штатов. Мол, русские сожгут необходимые для развития РФ ресурсы, силы и средства в попытке построить новый Союз – и останутся у разбитого корыта.

Однако это, на наш взгляд, неверное объяснение. Нынешние США не могут желать дезинтеграции РФ. Игра, что начата сегодня, гораздо сложнее. Поставим выводы в самой сжатой форме впереди всей системы аргументации.

Итак, владыки слабеющих и входящих в системный кризис США рассуждают так: пусть РФ возьмет под контроль как можно большее постсоветское пространство – а мы затем будем контролировать Россию. Как в том мультике про крокодила Гену и Чебурашку: «Я возьму чемодан, а ты возьмешь меня». Пусть лучше контроль над большими евразийскими пространствами возьмет понятная и поддающаяся нашему контролю Москва, рассуждают в Вашингтоне, нежели это сделает непонятный и неконтролируемый Китай.

Игра получается практически беспроигрышной. Образование неоимперского организма вокруг РФ, по мысли американских стратегов, создаст пугало новой «русской угрозы» – страшное, заставляющее Европу теснее льнуть к груди Соединенных Штатов, сплачивающее НАТО вокруг звездно-полосатого знамени, но в реальности – именно пугало, не особенно-то и опасное. По своим возможностям неоимперия все равно останется лишь бледной тенью Советского Союза. Появление русской неоимперии в «софт-варианте» поможет американскому военно-промышленному комплексу оправдывать громадные затраты бюджета США на новейшие вооружения. А то в последнее время все чаще стали звучать вопросы: и зачем это для борьбы с полуграмотными, по-партизански скудно вооруженными мусульманами мы финансируем создание гиперзвуковых бомбардировщиков-роботов?

А поскольку такой постсоветской империей можно манипулировать, мы, дескать, используем ее как боевое орудие против Китая и ислама, переключим на нее внимание мусульманских боевиков. Ибо США, как показали эксперименты с Афганистаном и Ираком, сегодня не в состоянии своими силами контролировать большие пространства. Именно поэтому нынешние США никогда не пойдут на «вторую серию» развала – на поддержку сил, ратующих за развал РФ вослед за СССР. У них попросту нет сил, чтобы распространить свою власть на громадные пространства России, Казахстана и Средней Азии. Не хватает ни войск, ни прежних рычагов информационно-психологического влияния, ни сильного доллара. Доллар-то падает, капиталов для вложений в постсоветские пространства у США нет (они сами нуждаются в притоке капитала извне). Уходит в прошлое и экономическая мощь Америки: всего лишь за 2001–2006 гг. ее доля в мировом ВВП упала с 32% до 27,4% (в 1960-е США производили до 40% мирового ВВП). Вот-вот Китай по силе экономики обгонит янки. Ну как тут властвовать над просторами экс-СССР и обломками РФ в случае ее распада? А если этого не сделать, невероятные по объемам природные ресурсы достанутся растущему Китаю и все тем же мусульманам.

Если же гипотетическая неоимперия все-таки распадется, если повалится и РФ, то это неприятно, но сей момент тоже можно использовать – стравить китайцев, европейцев, мусульман и японцев в войне за «русское наследство», попробовав сыграть роль «обезьяны на холме».

Вот поэтому нужно подтолкнуть Москву к созданию «удобной» неоимперии, что сможет осуществить выгодный для владык Соединенных Штатов контроль над важными территориями Евразии. Но при этом – не сможет стать действительно самостоятельной, динамически развивающейся империей, способной стать реальным конкурентом и США, и Китаю, и Европе.

ВСПОМИНАЯ СТАРЫЕ «ШАХМАТНЫЕ ПАРТИИ»

Все это – в духе старых англосаксонских «игр на мировой шахматной доске». Вспоминается старый опыт. В свое время Британия (промышленный капитализм), обладающая мизерными сухопутными силами, но более развитая по сравнению с Российской империей (аграрный феодализм) и Австрией (тот же феодализм) умело использовала русских и австрийцев для того, чтобы их руками покончить с опасным соперником – наполеоновской Францией. Благодаря разгрому Бонапарта англичане сумели избежать потери Индии (главной ресурсной базы своей колониальной империи) и высадки французов на Британские острова, смогли прибрать к рукам пол-Африки и пол-Азии, овладеть Суэцким каналом и стать страной-лидером XIX века. Затем англичане так же умело использовали в роли своего орудия менее развитую Францию эпохи Наполеона Третьего (1851–1871 гг.): вспомним, как французы на благо Англии брали Севастополь в Крымскую войну, предотвращая опасное для Англии русское движение к Балканам, к Босфору и Дарданеллам.

Потом англичане и американцы смогли использовать Российскую империю Николая II, втянув ее в совершенно ненужную русским Первую мировую войну, предназначенную для сокрушения опасно растущей Германии. Ведь в начале ХХ века немцы зарились совсем не на русские земли, а на колонии в Африке и на морское господство, что грозило не нам, а как раз Англии и Америке. Они смогли стравить между собой две растущие, опасные для англосаксов силы – русских и немцев. Более того, в ходе Первой мировой англичане вместе с примкнувшими к ним французами умудрялись подкладывать русским свинью за свиньей: то начинали наступление несогласованно с нами, позже русских (пусть немцы отвлекутся на этих варваров), то отказывались начинать активные операции против немцев в моменты, когда плохо приходилось России, то пропускали в Черное море германские крейсера «Гебен» и «Бреслау» – чтобы затруднить возможную операцию царской России по захвату черноморских проливов. А потом и вовсе (совместно с американцами) профинансировали катастрофические для России революции 1917 года (Февральскую и Октябрьскую). Это только наивные сегодня говорят, что Ленин сделал все на деньги германского Генштаба. На самом-то деле финансировали революции наши «верные союзники» по Антанте, англосаксы – кто Керенского, кто Троцкого.

И вот теперь заокеанские стратеги пытаются сыграть во что-то похожее. Место кайзеровской Германии и наполеоновской Франции явно занимает Китай. Ну, а нас хотят использовать по старинке – втемную, как орудие для воплощения чужих планов. В большой шахматной партии ХХI века.

Но нужно ответить на важный вопрос: а почему за Атлантикой так уверены в том, что смогут сделать своим орудием возможную Российскую неоимперию? Почему они рассчитывают манипулировать гипотетической державой, включающей в себя как минимум РФ, Белоруссию, Абхазию, Южную Осетию, Казахстан, Туркмению и Азербайджан?

Попробуем воссоздать ход мысли американских «яйцеголовых» умников…

КАК ЗОЛОТО ПОГУБИЛО ИМПЕРИЮ КОНКИСТАДОРОВ

Детальное изучение докладов американских аналитических центров 2000–2002 гг. и отчета экспертной группы Качинса 2007 года выявляет странную вещь. И в том, и в другом случае, перечисляя трудности на пути экономического и научно-промышленного развития РФ, эксперты отмечают одни и те же «камни преткновения» и кризисные явления. (Об этом мы напишем отдельный материал). Но выводы при этом делаются совершенно противоположные! В 2000–2002 гг. американцы делали твердый вывод о том, что РФ к 2017 году либо развалится, либо превратится в страну-банкрота. А в 2007-м нам уже пророчат великодержавное будущее и создание неоимперии!

А вот и разгадка ребуса: американцы твердо уверены в том, что такая сверхдержава станет наислабейшей и наименее развитой среди прочих планетарных центров силы: США (зона НАФТА), Китая, Еврозоны, Индии. Они считают, что возможная Российская неоимперия уподобится Испанской империи Карла Пятого (Габсбурга), который в начале XVI века построил супердержаву (Испания, часть Германии и Италии, Нидерланды и Фландрия, Марокко, Южная и Центральная Америки) на потоке сырья и золота из американских колоний. Габсбургская империя, опираясь на поток полезных ископаемых, перестала развивать промышленность и финансы, остановилась в поступательном движении, существуя исключительно за счет природной ренты. В ней погибли ростки индустриального капитализма, воцарилась власть бюрократии (с подавлением городского самоуправления), инакомыслие жестоко подавлялось. Несметные объемы золота ушли не на развитие страны, а на войны, на финансирование католических сил в борьбе с протестантами, на сверхпотребление верхушки, на оплату массы импортных товаров, которые империя не производила. Золото привело к упадку той сверхдержавы, профинансировав промышленный подъем Голландии и Англии.

Сегодня американские «шахматисты» считают: возможная русская неоимперия (к созданию коей они толкают Москву) будет строиться вокруг добычи и транспортировки нефти и газа. Развиваться она не сумеет: все будет подавлено жестко-бюрократической, косной системой управления, не соответствующей задачам инновационного роста. Система станет принимать неэффективные решения. Планы РФ стать инновационной страной, по мнению американцев, полностью провалятся. Истеблишмент РФ окажется не в силах осуществить прорывные проекты и производить технику, аналогов которой в мире нет. Американцы рассчитывают, что новая империя, как и поздний СССР, пойдет по заведомо проигрышному пути – станет копировать западные технологические направления, обрекая себя на вечное отставание. (Надо сказать, пока так и происходит: программы сформированных в РФ госкорпораций не предусматривают создания продукции, не имеющей аналогов на Западе).

«СВЕРХДЕРЖАВА»-МАРИОНЕТКА

Потоки нефтедолларов уйдут на внешнюю экспансию и сверхпотребление местной «элиты» – она продолжит воровать из бюджета, брать взятки, уводить средства в западные банки, учить на Западе своих детей, покупать недвижимость в Англии, Франции и Швейцарии. Получится ущербная империя: с вымирающим славянским населением, не обеспечивающая своей продовольственной безопасности (зависимая от импорта продуктов из Европы, США, Канады, Аргентины), лишенная суверенной, полноценной банковской системы. Такая «неоимперия», превращенная в сырьевой придаток развитых стран, окажется лишенной своей электроники. У нее будет ничтожная высокотехнологичная промышленность. Она окажется зависимой от западных технологий в телекоммуникациях и компьютерной технике, в глубоком бурении и добыче углеводородов на шельфе. Она явно добьет свое авиа- и судостроение, проиграв конкуренцию «Боингу», «Эйрбасу», «МакДоннел-Дугласу», «Бомбардбе», Китаю и даже бразильскому авиапрому. В космосе – программы РФ тоже не предусматривают качественного рывка, эксплуатируя старый советский задел. Вступив в ВТО, возможная империя Москвы додушит остатки наукоемкой индустрии, лишится возможности проводить протекционистскую политику по отношению к отечественному производителю. Товары русского производства не смогут конкурировать с азиатскими даже на внутреннем рынке. Неоимперия, по расчетам наших «заклятых друзей», не сможет сохранить унаследованный от СССР научный потенциал: ученые просто вымрут, не передав знаний и опыта молодой смене. Москва уже не может совладать с явным регрессом некогда отличной советской системы образования. Явно не в состоянии решить проблему тотальной коррупции в верхах. Она не может создать сильные региональные центры деловой активности в Сибири и на Дальнем Востоке, сравнимые с Москвой и Петербургом. Наконец, у новой объединенной державы не хватит сил и средств, чтобы справиться с кризисом физического износа оборудования, жилья, транспортной и энергетической инфраструктур.

Обладая более высокоразвитой системой государственного управления, более совершенными оргтехнологиями и «мозговыми трестами», Запад рассчитывает играть расширенной, но примитивно управляемой Россией. Кроме того, хозяева США обладают явным информационным превосходством над Москвой, они гораздо сильнее ее в мировых СМИ. Москва не может тягаться с глобалистской элитой по части поп-культурного господства, по части диктовки всему миру научных теорий, мод, вкусов и стилей жизни. У нее нет своего Голливуда. А ведь это тоже – важнейшие рычаги господства.

В таких условиях неоимперия неминуемо проиграет американцам соревнование в научно-технологической и военно-промышленной гонке. Она не сможет вести войны следующей эпохи.

В силу всего вышесказанного, по представлениям американских аналитиков, получится очень управляемая, сырьевая «сверхдержава»-марионетка. Ею можно манипулировать так же, как Запад в свое время играл обширной, но неразвитой Османской империей турок. Ее можно использовать как «пушечное мясо» против китайцев и мусульман, как сторожа у природных кладовых Евразии. И век такой «неоимперии» окажется очень недолгим.

Вот, в самых основных чертах, разгадка ребуса новой глобальной политики хозяев Запада. Вот к чему они пытаются подтолкнуть правящие в РФ круги.

А отсюда – вопрос: что нам делать в этих условиях? Просто замкнуться в пределах РФ – или все-таки попытаться переиграть хитрых оппонентов?

СТРАТЕГИЯ УЛИТКИ – НЕ НАШ ВАРИАНТ

В прошлом материале мы пришли к выводу, что слабеющие американцы хотят получить на постсоветском пространстве рыхлую, плохо управляемую, неспособную к инновационному развитию квазиимперию. Такую, какой они смогут манипулировать в своих целях. Это, как мы предполагаем, поможет США удержать контроль над просторами погибшего СССР, не допустив захвата колоссальных природных ресурсов нашей страны Китаем.

Можем ли мы переиграть американцев? И каким образом?

Обычно первая реакция на новую американскую игру – сделать им назло: смириться с распадом СССР на ряд «независимых» стран и заниматься исключительно делами РФ. Характерно высказывание эксперта ПИР-центра Дмитрия Евстафьева: «Нам надо срочно модернизировать инфраструктуру страны, а нас в чувствительный момент передачи власти толкают к внешней экспансии, результатом которой может стать создание глобального западного фронта против России» (Виктор Ядуха. «Советы от Stratfor» – РБК daily, 10.01.2008)

Другие добавят: империя выпила силы русского (а правильнее – великорусского) народа, нужно строить РФ как национальное государство и этим ограничиться.

Выскажу, однако, непопулярную среди «изоляционистов» мысль: Российская Федерация в ее нынешнем виде и границах – проект проигрышный. Как ни относись к советам Stratfor и CSIS, они верно подметили первоочередные задачи «урезанной», «беловежской России». Нам нужно вернуть хотя бы часть потерянного в 1991 году.

Несомненно, в наших интересах удержать Белоруссию. В любом виде: как союзника на особых правах или как республику новой федеративной империи. Ибо это позволит нам не дать замкнуть «санитарный кордон» от Балтики до Черного моря, что, отсекая РФ от Европы, станет еще и передовой позицией НАТО. Белорусский, выдвинутый в Европу плацдарм, позволит русским держать под прицелом передовые базы НАТО в Прибалтике, Польше и даже Чехии. Белоруссия (80% Германии по площади!) – это девять миллионов наших трудолюбивых и квалифицированных соотечественников, сумевших сохранить советскую высокотехнологичную промышленную базу. А она, очевидно, незаменима для инновационного развития РФ.

Еще Белоруссия – это коридор для прокладки трубопроводов в Европу в обход Украины, по кратчайшему маршруту. Причем проложить «нитки» по белорусской земле куда легче, чем тянуть «трубу» по дну Балтийского или Черного моря. Наконец, белорусы – часть великого русского народа (вместе с великороссами и малороссами-украинцами).

А значит, РФ нельзя отказываться от Белоруссии и бросать ее на произвол судьбы. Наоборот, она – часть будущего Союза. Не стоит смущаться того, что американцы «предлагают» нам ввести войска и ядерное оружие в РБ – это нам действительно необходимо.

То же самое касается и Абхазии с Южной Осетией. Эти земли просятся в состав РФ. В Абхазии – уже более 80% жителей обладают гражданством РФ. Та же картина и в Южной Осетии. Что же, бросить их на произвол судьбы? Но тогда нас перестанут уважать по обе стороны кавказского хребта, где понимают только язык силы и где нет большего преступления, чем предательство слабого, обратившегося за помощью.

Если же Грузия окажется в НАТО, мы получим плацдармы для кинжальных ударов по базам Альянса в Закавказье. Кроме того, абхазы и осетины – храбрые бойцы, идеально приспособленные для диверсионно-партизанских операций на тамошнем театре боевых действий. Кроме того, Абхазия, бывшая «советская Флорида», – это потенциально успешный, способный зарабатывать большие деньги регион высококультурного земледелия, курортов и туризма.

Нам очень важно сохранить свои позиции в Юго-Восточной части нынешней Украины, которая, по сути дела, является продолжением исторической России. Один Крым – это потенциально регион огромных возможностей и прибылей. Здесь, в райских условиях, можно поселить еще четыре миллиона славян (в дополнение к двухмиллионному населению сегодня), превратить Крым в край технополисов и лабораторий. Кроме того, выдвинутый в Черное море, Крым дает возможность проецировать военную силу РФ на весь бассейн, на проливы и Балканы. Крым – идеальная база флота, ракетных и авиационных частей. Причерноморье и Приазовье – это отличные гавани Одессы и Ильичевска, порт и металлургия Мариуполя, жирные черноземы.

Дальше – нам нужно защитить и удержать Приднестровье. Здесь – прибыльное сельское хозяйство, развитые индустрия, металлургия и электроэнергетика, Радиотрансляционный центр, покрывающий средневолновым вещанием всю Европу, отличная позиция для ударов по южному флангу НАТО и по его базам на Украине (если они, не дай Бог, появятся).

Нам нужно серьезно думать о возможных формах конфедерации с Казахстаном – таких, которые были бы однозначно привлекательны для правящей в Астане элиты, носили бы взаимовыгодный и равноправный характер. В партнерстве с ней мы могли бы подумать над тем, как расширить свое влияние и в Туркмении с ее огромными запасами природного газа и крайне важной позицией на Каспии.

Точно так же важно присутствие нашего капитала и военных сил в Азербайджане. Так мы получим полное господство на Каспии и столь же полный контроль над поставками газа из Азии в Европу. Восстановив военные базы в Азербайджане, мы поймаем в перекрестье прицела Персидский залив. На всякий, так сказать, случай.

Итак, многое из того, что мы потеряли, нам в той или иной степени нужно вернуть в нашу сферу влияния. Тем или иным способом – но вернуть.



ОБОЙТИ ТУПИК

Надо ли бросить все это и замкнуться в пределах только РФ? Это было бы весьма глупо. Если поступим так, то всеми этими территориями займутся американцы, используя свои марионеточные «демократические» (и не очень) режимы националистов-русофобов. А если не американцы – так европейцы, китайцы, турки или еще кто-нибудь.

«Но ведь в прошлый раз вы говорили, что американцы как раз и пытаются подтолкнуть нас к строительству империи, которая сожжет ресурсы РФ, нужные ей для инновационного развития! Так что же, нам надо играть на руку американцам, переходя к внешней экспансии?» – скажет нам читатель. И окажется неправ.

В прошлый раз мы говорили о том, что нынешняя элита РФ не может обеспечить инновационного развития страны. Она слишком коррумпирована, косна, безграмотна. Ее система управления – архаика, низкий интеллект, неадекватность задачам эпохи. Ее отличают неспособность обеспечить мобилизацию сил и средств, сконцентрировать их на ключевых направлениях развития. Естественно, если все останется в таком виде, строить империю нельзя. Но верно и другое: в таком случае РФ не спасет и отказ от внешней экспансии – ущербная система, провалив переход Федерации к инновационным принципам развития, погубит и саму РФ. Здесь неважно, будет ли стана существовать в границах 1992 года или станет союзом «РФ–РБ–Абхазия – и т.д.» В том и другом случае – тупик, в конце которого – отсталость, роль сырьевого придатка, вымирание.

Нет, выбирать между «хреном» и «редькой» нам нельзя! Нужно искать выход, причем не механически отказываясь от воссоздания единой державы, а переигрывая противника. Он считает, что русские не могут обеспечить инновационного развития? Именно здесь и нужно переиграть противника, реально обеспечив инновационное развитие Русского мира.



ИННОВАЦИИ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ТЕХНОЛОГИИ

Сразу оговоримся: обычно под инновационным путем понимают сугубо научно-технический аспект. Мол, речь идет только о высоких технологиях и «хай-тек»-индустрии. А вот и нет! Вместе с инновациями в технике нам придется применять инновации во всем: в политике, управлении государством, экономике, общественной организации, в сфере социальных услуг, в образовании и культуре. Ибо нынешние учреждения и структуры в этих областях не соответствуют инновационному пути и не в силах его обеспечить. Инновационная траектория развития потребует не просто перекачки денег из «нефтянки» в научные институты, но и многого другого. Например, принципиально новых методов борьбы с коррупцией. Нового, небюрократического государства. Новых форм самоуправления граждан. Новой идеологии государства, новой цели движения нации. Новых форм урбанизации, новой научно-технической революции, и так далее. Страна должна превратиться в одну гигантскую строительно-творческую площадку, в ракету, готовую к взлёту.

Так вот, читатель: если подобное удастся, то РФ, став Россией, помимо своей воли начнет притягивать к себе соседние земли и тамошние «несостоявшиеся государства». Совершив подобную «революция инноваций», мы создадим такой социальный порядок и такие дополнительные возможности, что без труда удержим не только РФ, но и сможем значительно расширить ее территорию безо всякого ущерба для русского народа.

Вот он, путь переиграть американцев и «натянуть им нос». Равно как и шанс переиграть Европу с Китаем. Вы ждали, что русские варвары окажутся совершенно неспособными к инновационному развитию, что они навсегда останутся заложниками пещерно-коррумпированной бюрократии, греющимися около «нефтегазовой трубы»? Вы думали, что мы удовлетворимся пародией на империю, живущую за счет добычи содержимого земных недр? А вот вам наш ответ – инновационное чудо, страна космолетов, нейросетей, тысячи новых городов-садов. Страна свободных, сильных и богатых граждан. Страна без коррумпированной бюрократии и угнетения одного народа другим! Страна, способная решать мировые проблемы, перед которыми пасуют и американцы, и европейцы, и китайцы.

Вот он, лучший способ переиграть противников и добиться исторической победы. Замкнуться же в пределах «национального государства» РФ с ее неестественными, разрезающими Русский мир границами, лишенной важнейших плацдармов – это практически гарантированное поражение.

В сегодняшнем мире выиграет лишь тот, кто смел, решителен, умен – и не боится рисковать. А запуганные и закомплексованные, готовые выдать поражение за победу, наглухо «законсервироваться», жить чужими рецептами «счастья» и ничего не менять – обречены. Так не рискнуть ли нам?

Ведь терять, по большому счету, уже нечего. Уже и так ясно, что нам придется рисковать. Вопрос стоит так: либо нам удастся перейти на инновационную траекторию развития, либо РФ рано или поздно развалится и рухнет.

Вымирающая, технологически отсталая страна с коррумпированным госаппаратом, сидящая на нефтесырьевой «игле», не протянет и до 2025 года. РФ в таком случае ждет судьба загнившего в 70-80-е годы СССР. Тешить себя мыслью о том, что «все, что могло отвалиться, уже отвалилось в 1991 году» – наивно. И выбора – рисковать/не рисковать – у РФ нет. Придется играть в опасные игры. Но если мы их выиграем – создание новой, футуристической Империи станет предрешенным делом…

-=РИФ=-

КОММЕНТАРИИ (33):

Игорь Палагин 02.02.2008 21:26

Калашников, как всегда в тему.

-=РИФ=-

Владимир Славин 02.02.2008 22:44

Да, Максим часто дельные, достойные вещи пишет.

Иван Забубенный 03.02.2008 09:12

Калашников - всегда интересен

Сергей Добродушный 02.02.2008 23:00

Вымирающая, технологически отсталая страна с коррумпированным госаппаратом, сидящая на нефтесырьевой «игле», не протянет и до 2025 года. РФ в таком случае ждет судьба загнившего в 70-80-е годы СССР. Тешить себя мыслью о том, что «все, что могло отвалиться, уже отвалилось в 1991 году» – наивно. И выбора – рисковать/не рисковать – у РФ нет. Придется играть в опасные игры. Но если мы их выиграем – создание новой, футуристической Империи станет предрешенным делом…

И как вы будете играть в эту игру? Я обращаюсь к каждому лично.

Владимир Славин 03.02.2008 05:08

Лично - в меру своих сил на своем рабочем месте и своей жизнью.

Иного в текущий момент мне не дано.

Да и всем тут представленным тоже.

Николай Застольский 03.02.2008 07:15

"Иного в текущий момент мне не дано."

"Да и всем тут представленным тоже."


Последнее обобщение совершенно не к месту и портит впечатление от первых фраз.
Владимир, избегайте, по мере сил, отвлечённостей, так будет честнее.

Владимир Славин 03.02.2008 14:23

О чем это Вы?

Дмитрий Хромов 03.02.2008 16:35

Я полностью согласен с Калашниковым по поводу его выводов об инновациях. Это единственный наш шанс переиграть англосаксов, да и не только их. Согласен и с тем, что для этого требуется смелость и решительность в принятии решений. Вот только сами инновации в понимании Калашникова вызывают у меня огромные сомнения. Все эти сети это уже не инновация, это копирайт западных идей.

Нам действительно прежде всего требуются инновации в социальной, экономической и политической сферах. Техническая модернизация пойдет сама собой следом за ними. А вот в этих сферах по-настоящему нового ничего не предлагается.
Есть только одна настоящая инновационая идея - идея согласий с ее принципом свободы выбора образа жизни и социального творчества.
С этой точки зрения, я уже играю в выше означенную игру. Я предлагаю и двигаю настоящую инновационную русскую идею.
Идею Русского Духа.

-=РИФ=-

Кудрин Алексей 03.02.2008 02:06

А если проиграем?
Калашников как всегда пишет обильно и с лёгкой заумью. Или тяжёлой? Специалисты центра стратегических и международных исследований не сделали большого открытия. США сейчас не в силах контролировать постсоветское пространство. США не заинтересованы в распаде России. США хотят держать Россию под контролем. Это всё известно. А вот выводы сомнительны. Зачем пускаться в игры, правила которых устанавливаем не мы? Стремление именно к новациям сродни жажде реформаторства, многие проблемы можно решить традиционным путём. А держать Белоруссию в союзниках ради прокладки трубопроводов на её территории - это несерьёзно. Трубопроводы вообще резать надо.
Нам пока нужны умеренные внешнеэкономические отношения, внутренняя чистка и организация. Если очистка будет удачной, то дальше предстоит большая работа, и волшебной палочки в виде новаций не будет.

Владимир Славин 03.02.2008 05:04

Алексей Леонидович, перевожу Клашникова:
:)


Максим говорит о том, что нынешний буржуазный строй никуда не годен и его надо менять.

И менять он его предлагает только в последнем абзаце и предлагает, поскольку Максим по профессии - писатель, менять творчески, так чтобы и его это порадовало.
Если отбросить его мечту о нейросетях, которая действительно не имеет отношения к реальности, то Россия Будушего в версии Максима - это примерно таже картина, которую бы хотелось увидеть мне.

Это что касается нововведений, которые безусловно необходимы.
:)

В остальных же более чем 20 абзацах Максим рассказывает о текущем моменте и предлагает отвергнуть изоляционизм, как бесперспективный в эпоху глобализации метод.

Из Вашего сообщения следует, что Вы, во-первых, поддерживаете изоляционизм ( Зачем пускаться в игры, правила которых устанавливаем не мы?), во-вторых, абсолютно не поняли, что Вам сказал Калашников по Белоруссии в частности по постсоветскому пространству в общем и по ситуации в целом (держать Белоруссию в союзниках ради прокладки трубопроводов на её территории - это несерьёзно).

Я же поддерживаю изложенное Максимом.

-=РИФ=-

Кудрин Алексей 03.02.2008 10:56

Не так. Я тоже против изоляционизма, и об этом говорил ранее. Максим, отвергая изоляционизм, предлагает ввязаться в хитрую политическую игру, и переиграть противника, что для начала означает принятие начальных условий игры, а в дальнейшем - реакцию на действия игроков. Я же полагаю, что наше будущее не зависит от этой игры естественным образом.
Думаю, что действительная американская политика достаточно выверена. Центр стратегических и международных исследований делает политические прогнозы и заявляет политические стратегии на публику. Ими же иногда машут публичные американские политики. Но насколько реальная американская политика определяется этой и ей подобным организациям? Думаю, в Америке есть более глубокое и продуманное стратегическое планирование, но оно не афишируется. Оно по идее должно определять генеральную линию развития и позиционирования США в средне и долгосрочной перспективе. В краткосрочной иногда верх берут сиюминутные политические интересы, и политика прорывается в стратегию. Думаю, такой случай имел место во время разрушения СССР, которое подталкивалось американскими политиками, но не входило в стратегические планы США.
Дело в том, что в США имеется давняя традиция системных исследований, и проводят их более серьёзные организации. Ручаюсь, что их выводы и рекомендации используются, но нам неизвестны. В нашей стране эта традиция прерывалась, в результате чего цельного представления и общих научных достижений в этой области нет. Есть хорошие работы и специалисты в прикладных областях, но они маловостребованы и играют небольшую роль в организации экономики и общества. Вот отрывок по истории системных исследований:

... В это же время возникает три варианта нового интеллектуального направления, которое предполагает обобщенное описание организации, «поведения» и управления системами любой природы:

*Тектология, Александр Александрович Богданов (Малиновский), 1913...1928 гг.;
*Общая теория систем, Людвиг фон Берталанфи, конец 40-х годов ХХ века;
*Кибернетика, Норберт Винер, 1948 г.

Эта история общеизвестна и составляет как бы видимую часть айсберга. Но история науки должна бы показать нам и «подводную часть» становления этого интеллектуального подхода, показать предысторию, латентный период созревания новой интеллектуальной идеологии. Источник

Первый работал в СССР, второй и третий - в США.

То, что я здесь предлагаю, является простым системным подходом, ориентированным практическое применение. Если он кому-то кажется излишне заумным, предлагаю ознакомится с этим:

ВЛИЯНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора политических наук

Работа выполнена на кафедре информационной политики
Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации

Случайность и неочевидность контактов между государством и обществом в сфере властных отношений, эклектичное сочетание идеологических и внеидеологических способов символизации создает дополнительные сложности в организации пространства политической коммуникации. В этих условиях появляется реальная угроза свертывания диалоговых обменов между властью и обществом. От уровня коммуникативной компетентности государственных служащих, качества символического производства и способов его конвертации в политическое пространство зависит способность государственной власти эффективно выступать в роли средства всеобщей связи в процессе целедостижения, возможность смыслозначимого диалога с институтами гражданского общества. Государству необходим комплекс инновационных механизмов и инструментов, дающих возможность на основе управления знаниями и информацией адекватно реагировать на требования социальных законов, на вызовы информационной эпохи. При отсутствии генерализирующего кода публичной власти система государственного управления оказывается в состоянии нерановесности, процессы легитимизации управленческого воздействия в гетерогенном обществе лишаются своей фундаментальной основы.

(Для желающих поуродовать мышление дам ссылку лично)

Стоит ли ввязываться в серьёзные игры при таком состоянии политической мысли в России?

Про Белоруссию, каюсь, писал на остатке сил и не раскрыл тему. Этот пункт, про трубопроводы, неуместный и, я бы сказал, прокремлёвский (наиболее слышимый от наших политиков).

Владимир Славин 03.02.2008 14:17

Понял из сказанного Вами лишь то, что в США люди думают, работают над вопросом, а у нас - хреново люди думают (в качестве примера - неясная заумь, написанная канцелярским языком) и потому нам в серьезные игры нечего лезть.

Категорически не согласен с изложенным.

И еще - кибернетика в том смысле, в котором о ней говорите Вы - лженаука, как верно было отмечено еще при Сталине.

Это я Вам как краевед говорю.

Если будете с этим спорить - обсудим с Вами классический труд Винера, а так же - некоторые следствия из ЛФТ Витгенштейна.
:)

Кибернетика (так же как и общая теория управления) в приложении к социуму (и, в частности, к политологии) сродни химии выродившейся в алхимию.

-=РИФ=-

Кудрин Алексей 03.02.2008 15:20

Понял из сказанного Вами лишь то, что в США люди думают, работают над вопросом, а у нас - хреново люди думают
И у нас неплохо думают (знаю таких), но те, кто это умеет, не вхожи в политические круги и не имеют влияния на принятие решений. Поэтому качество стратегических решений не допускает качественной игры. Механизмы принятия решений нужно очистить от политиканства и неспособных кадров.

и потому нам в серьезные игры нечего лезть.
Это одна из причин.

Кибернетика (так же как и общая теория управления) в приложении к социуму (и, в частности, к политологии) сродни химии выродившейся в алхимию.
Вы правы, работы Винера - скорее музейный экспонат, ссылок на них в других работах почти нет, разве что в качестве исторического напоминания.

Владимир Славин 03.02.2008 15:50

Не просто работа Винера - анахронизм, а само направление соцмальной кибернетики - ересь.

Винер же цене другим.

Сергей Добродушный 03.02.2008 16:57

Социальная кибернетика - т.е. наука об управлении обществом - почему ересь? Просто мы не знаем многих законов, которым подчиняются люди, будем лучше знать свойства элементов, составляющих систему - будем лучше описывать поведение системы.

Владимир Славин 03.02.2008 18:14

Основные мысли - мы не можем учесть всю совокупность причинно-следственных связей - первое, и, второе, не можем сделать замкнутую выборку на множестве социальных процессов, т.е. в принципе не можем учесть воздействия внешних факторов на систему.

Мы можем так, прикидывать, что будет.
Не более того.
Причем точность этого 'прикидывания' упирается не в вычислительные мощности, а в полноту восприятия картины.

Т.е., по-русски, лучше деда какого почтенного спросить, что в создавшейся ситуации делать, нежели пытаться прикинуть при помощи математики.

Дешевле и эффективнее выйдет .

-=РИФ=-

Дмитрий Хромов 03.02.2008 18:41

Браво, Владимир!
Все элементарно просто. Проблема не в мощности вычислительных средств, а в невозможности формализации и построения кибернетической модели общества. А уж о русском обществе и говорить не приходится. Россию в принципе формализовать невозможно.

-=РИФ=-

Сергей Добродушный 03.02.2008 20:08

Всех возможных реакций общества на воздействия предугадать невозможно, но процентов на 90 можно.

Я как-то был на выступлении С.Г.Кара-Мурзы. Он сказал, что перед перестройкой многим научным организациям СССР были заказаны работы по оценке последствий различных катастрофических воздействий на страну. Результаты исследований - томов 150 - были переданы: 1экз. в правительство, 1 экз. - в контору, где работал Кара-Мурза.

А я удивлялся: почему при всей катастрофичности перестройки - государство не разваливается, люди массово не гибнут, не паникуют, не выходят на улицы с протестом? А всё было просчитано.
Скажете, плохой расчёт?

Владимир Славин 03.02.2008 20:50

Вообще не расчет.
Повезло.
Слава Богу.

Были и другие варианты развития событий - как раз просчитанные на западе.

Владимир Славин 03.02.2008 18:25

И у нас неплохо думают (знаю таких), но те, кто это умеет, не вхожи в политические круги и не имеют влияния на принятие решений.

Вы вхожи в политические круги?

Там, на самом деле, кого только нет, как и в любом сегменте общества.

Потому все так же и все по той же причине - не согласен.

Кудрин Алексей 03.02.2008 20:22

Чтобы оценить возможности руководства страны разобраться в основных вопросах, не обязательно быть вхожим в политические круги.
Если вам интересно, то я имел (и имею) опыт общения с государством в деле принятия стратегических решений. Из той позиции, что любой человек, имеющий дельную мысль, может её предложить. Опыт отрицательный и не вселяющий оптимизма. Пока.

Николай Застольский 03.02.2008 07:24

"Зачем пускаться в игры, правила которых устанавливаем не мы? Стремление именно к новациям сродни жажде реформаторства, многие проблемы можно решить традиционным путём."

"Трубопроводы вообще резать надо."


Не только трубопроводы.
Жизнь - это большая игра, правила давно установлены, но не все озаботились их изучить.
Чистка и организация - это самая глубокая реформа, долженствующая соответствовать Правилам Игры, к осознанию которой человек подходит робкими шагами.

Кадры решают всё!

Николай Застольский 03.02.2008 12:25

"Думаю, что действительная американская политика достаточно выверена."
Это я считаю суеверием, которому подвержены слишком многие.

Сравним политическую жизнь и игру в шахматы.
Шахматы - любопытнейшая вещь! Всего 64 клетки и два одинаковых набора фигур, занимающих половину клеток.
И важнейший момент, правила поведения фигур строго определены.

Посмотрите, как мало на свете людей, способных делать выверенные ходы при кажущейся простоте игры.

Но сложность политической жизни несопоставимо выше сложности шахмат.

Отсюда вывод, - не может быть и речи о какой бы то ни было выверенности политических стратегий, человеческое сознание не готово пока даже осмыслить сложность стоящих перед ним задач в этой сфере. Всё решается приблизительно и на пальцах, к тому же постоянно в условиях спешки. Жизнь коротка! Надо успевать дело делать!

Алексей Аксенов 15.02.2008 19:18

Славин.
ДЕЛОКРАТИЯ по Мухину, это инновация или опять бред оранжистских недоумков?

Владимир Славин 16.02.2008 16:46

Делократия по Мухину, Алексей - это интересный метод организации для малого количества людей.
В многих небольших конторах известных мне применяется интуитивно.

В масштабных проектах, где необходимо тщательное планирование и жесткая иерархия и ответственность - делократия неприменима.

-=РИФ=-

Алексей Аксенов 17.02.2008 12:25

Голословное утверждение.

Ни кто не пробовал организовать систему как то иначе. Безраздельно господствует принцип -"Ты начальник - я дурак"

Михаил Воронков 15.02.2008 19:33

Те, кто столько сил положил для сокрушения Советского Союза

Славин! Вы умный человек и такие цитаты??? Но... Как Вы можете говорить такие вещи (пусть даже это цитата). Неужели Вы не понимаете (или хотите исказить историю), что СССР разрушил не Запад, не США и даже не демократы. СССР разрушили сами коммунисты.

Алексей Аксенов 15.02.2008 19:41

Михаил. СССР разрушили искусно посталеные ложные маяки на которые ломанулось наше общество. И оно разбилось о подводные камни дикого капитализма и криминала.

Почему разбилось?
Потому что в условиях информационной изоляции и безальтернативного господства одной идеологии советский народ стал ИНФАНТИЛЬНЫМ. Это как раз болезнь ВСЕХ империй. Не имея навыком критического отношения к информации советский народ за читсую манету воспринимал всю ту дезинформацию и пропаганду которую обрушили на нашу голову представители пятой колонны (Читай США)

Так что и Славин прав и Вы правы, но с разных сторон.

Сергей Ответственный 16.02.2008 17:04

Потому что в условиях информационной изоляции и безальтернативного господства одной идеологии советский народ стал ИНФАНТИЛЬНЫМ. Это как раз болезнь ВСЕХ империй. Не имея навыком критического отношения к информации советский народ за читсую манету воспринимал всю ту дезинформацию и пропаганду которую обрушили на нашу голову представители пятой колонны (Читай США)

Славин. Прочтите эту фразу раз 50 медленно и по складам. Помедитируйте над ней. Возможно тогда вы поймёте, почему сильной империи для выживания жизненно необходима свобода слова.

Подтверждаю, в защите свободы слова для всех возможных тварей и ненавистников России АВН, походу, готовы идти до конца.

Да, Славин. Именно такая свобода слова. Чтобы граждане империи их читали и САМИ, СВОИМ УМОМ доходили до того, кто есть враги России и чего они хотят. А не ждали пока им добренькое государство всё с ложечки разжует. Так было в Советком Союзе. Это плохо кончилось. Мы, АВН, извлекли из этого уроки. А вот вы, РИФ, похоже нет.


Голосуйте за С.Ответственного!
Голосуйте за закон о суде народа над президентом!

Владимир Славин 19.02.2008 18:22

Славин. Прочтите эту фразу раз 50 медленно и по складам. Помедитируйте над ней.

Вероятно Вы уже медитировали над этой фразой, о почтенный?


-=РИФ=-

Владимир Славин 19.02.2008 18:24

Да, Славин. Именно такая свобода слова. Чтобы граждане империи их читали и САМИ, СВОИМ УМОМ доходили до того, кто есть враги России и чего они хотят. А не ждали пока им добренькое государство всё с ложечки разжует. Так было в Советком Союзе. Это плохо кончилось. Мы, АВН, извлекли из этого уроки.

Желаемая Вами свобода слова была при развале Союза, в перестройку, и была использована врагами для оболванивания русского народа идеями 'свободы'.

Мы извлекли из произошедшего урок.
А вы?

-=РИФ=-

Кудрин Алексей 16.02.2008 17:18

Есть другое мнение о тех, кто разрушил СССР.

Владимир Славин 19.02.2008 18:20

Они дополняют друг друга, эти два мнения.

Оскотинившаяся элита при прямой поддержке запада.


Последние обзоры политологов  

27.02.2008 18:45
В последнее время я несколько удалился от проекта, поэтому обозревать последние баталии доверил своему коллеге Злобному. Ну он и обозрел их так, что никому мало не показалось. Я всегда в него верил – человек он веселый и на язык острый.

Все ...»»

Вопросы к кандидату

Cортировать:



© 2007—2008 Продюсерский центр "Ройбер"